Дошли до наших времен летописи летописцев Прокопия и Маврикия. Из них граждане узнали о том, что древние славяне не очень-то заботились о своем внешнем виде. Грязь, пыль, неопрятность в одежде никак не вязалась с их мужественностью, красотой и статью. Почему они так выглядели? Летописцы ответили и на этот вопросов, рассказав о том, что прекрасные мужи и не менее величественные дамы мылись всего три раза в своей жизни (свадьба, смерть, день рождение).
Неужели все славяне были такими, как их описывают Прокопий и Маврикий? Нет, только бедные классы. В ту пору цари не заботились еще о строительстве народных и общественных бань. Они строили их только для себя, наплевав на низший класс. Лишь единицы могли позволить себе построить собственную баньку.
Печерские монахи завезли идею об общественных банях на Русь, как только поближе познакомились с греческой культурой. «Заведения для немогущих» узаконил великий князь Владимир. Это событие произошло в XI веке по утверждению епископа Ефрема. Кстати, в ту пору возводились не бани, а больницы, где бедный люд приводил в порядок свое тело.
Народные бани появились в славян сразу после принятия христианства. Прежде же их больше всего любили князья, да цари русские. Они считали своим долгом совершать ежедневное омовение. Кроме того, обряд венчания начинался с посещения бани, где вынимали из скатерти банника. Кое-что соблюдается и сегодня, но в несколько другом виде.
В древности было три способа парения. Для этого использовались бани по-черному, по-белому или лазня. Первые топились так, что в них невозможно было находиться. Жару могли выдержать только натренированные люди. Вторые предполагали выведение дыма не в парилку, а на улицу через дымоход. Лазня – это печь. В нее запрыгивали обычно после выпекания хлеба. В ней можно было попариться. Объемы русской печи позволяли сделать это беспрепятственно. Горячие камни устилали соломой, чтобы никто не обжигался.